Стили бонсай — Домашний гид
Комнатные растения 

Стили бонсай

Необязательно придерживаться очень строгих правил в отношении определения стилей бонсай, поскольку породы, растущие в нашей стране, существенно отличаются от растительного мира Японии и Китая.

Тем не менее знание важнейших принципов, заложенных в этих правилах, чрезвычайно полезно начинающим любителям бонсай: ведь эти правила разрабатывали в Японии для того, чтобы каждый мог руководствоваться ими в процессе выращивания в миниатюре
взрослого, естественно выглядящего дерева. Да и успеха всегда легче добиться, придерживаясь какого-то определенного стиля. Это гораздо эффективнее, чем пытаться наугад представлять себе, каким образом то или иное дерево может расти в естественных условиях. Строго следуя предписанным правилам, вы избежите многих ошибок.

Итак, основные стили:

  • Правильный прямостоячий
  • Неправильный прямостоячий
  • Наклоненное дерево
  • Дерево, согнутое ветром
  • Полу каскад
  • Каскад
  • Метлообразное дерево
  • Бунжин
  • Многоствольное дерево
  • Группа деревьев
  • Композиции на скалах
  • Бонсай в миниатюре

На Востоке насчитывают значительно больше стилей, однако приведенная классификация лежит в основе всех последующих стилей и их подстилей. Рассмотрим поподробнее каждый основополагающий стиль бонсай.

Правильный прямостоячий стиль.

Прямостоячий стиль-основной стиль в культуре бонсай. Растение этого стиля характеризуется прямым конусообразным (сужающимся) стволом, толстыми корнями, широко распластавшимися под землей, ветвями, склоненными вниз, и конической верхушкой (иногда шаровидной).

Ствол дерева условно делится на три равные части (см. рис). Нижняя часть всегда свободна от ветвей, бла
годаря чему ствол, корни, кора хорошо просматриваются зрителями со всех сторон. Следующая треть ствола — носитель трех основных ветвей. Если вести отсчет снизу, то первая ветвь растет в одну сторону, вторая в другую, а третья — от зрителя.

Эта последняя ветвь придает общему виду бонсай пространственную глубину, именно поэтому она должна быть достаточно разветвленной и облиствленной.

Две боковые ветви обычно расположены горизонтально и слегка повернуты на зрителя, но не настолько, чтобы заслонить общий контур ствола и разветвления от первых трех ветвей.

Последняя, верхушечная, часть ствола занята разветвлениями следующих трех, более маленьких ветвей, обычно поднимающихся наверх и образующих густую листву верхней части дерева. Эти покрытые листвой ветви закрывают ствол, заканчивая дерево остроконечной (шаровидной) прямой верхушкой, придавая дереву общую коническую форму.

Свет и воздух должны иметь равный доступ ко всем ветвям дерева, особое внимание рекомендуется обратить на то, чтобы ветви не слишком заслоняли друг друга от солнца, т. е. не росли непосредственно одна над другой.

Бонсай данного стиля лучше всего выращивать в овальном или прямоугольном контейнере.

Если деревце решено посадить в овальном контейнере, то более длинная из двух передних ветвей будет лучше смотреться, простираясь над двумя третями про
дольного расстояния контейнера, а противоположная ветвь — над оставшейся меньшей частью. Если бонсай предстоит выращивать в круглом или квадратном контейнере, то тогда лучше всего поместить его по центру.

Размещение бонсай играет исключительно важную роль. Ведь бонсай — это не просто карликовое растение, это прежде всего художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре. Особенно эффектно смотрятся «древние» деревья, и здесь вам может помочь небольшая хитрость: очевидный возраст и, следовательно, «внушительный» облик дерева определяются разросшимися корнями, уходящими в землю. Многочисленные, слегка выступающие из земли корни создают впечатление, что дерево растет много лет и прочно сидит в земле.

В этом стиле бонсай большие нижние ветви редко растут строго горизонтально, зачастую они клонятся книзу, тогда как маленькие ветви у верхушки дерева направлены вверх. Подобное расположение в культуре бонсай имитирует естественный вид дерева, ощущение его «возраста». Кроме того, отсутствие ветвей в самой нижней части ствола, ясно видимая их разветвленность в срединной части также придают бонсай ощущение дерева в «возрасте», явно отличающегося от кустарника или молодого деревца.

Правильный прямостоячий стиль чаще всего используется применительно к хвойным деревьям, однако, в этом стиле выращиваются и деревья с шаровидными кронами (например, индийский финик и некоторые другие виды).

Неправильный прямостоячий стиль

Неправильный прямостоячий стиль — это не более чем модификация стиля, рассмотренного выше. Главное отличие заключается в том, что ствол, будучи прямостоячим, имеет неправильную изогнутую форму.

Вершина дерева слегка наклонена вперед, но при этом находится на одной вертикальной линии с основой ствола.

Все правила, касающиеся корней, ветвей, расположения растения в контейнере, аналогичны правильному прямостоячему стилю.

Стиль «Наклоненное дерево:

В этом стиле бонсай дерево наклонено или изогнуто только в определенном направлении. Самая нижняя ветвь простирается в направлении, противоположном наклону дерева. Все ветви изогнуты, верхушка слегка наклонена вперед. Дерево растет в контейнере овальной или продолговатой формы таким образом, что основная масса его размещается только над частью контейнера. В контейнере круглой формы растение нужно сажать по центру.

Стиль «Дерево, согнутое ветром»

Как следует из самого названия, бонсай представляет собой дерево, которое склонилось под действием ветра, имеющего определенное направление. Все ветви дерева подчинены данному направлению. Желательно, чтобы одна сторона дерева была полностью свободна от ветвей.

Стили «Подукаскад» и «Каскад»

Стили характеризуют деревья, которые полностью или частично склоняются на одну сторону контейнера.

В стиле «Полукаскад» ствол растет прямо вверх, а затем резко наклоняется в сторону, но не ниже основы контейнера.

В стиле «Каскад» прямо- растущий ствол как бы неожиданно падает на сторону контейнера, причем зачастую ниже самой основы. В этом стиле бонсай контейнер рекомендуется размещать на краю стола или подставки. И в том и в другом стиле три главные ветви различаются, если смотреть на дерево с обратной стороны каскада.

Достоинства данного стиля подчеркивает высокий контейнер, а маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева, чтобы придать устойчивость всей композиции.

Иногда в стиле «Каскад» вместо ствола на одну сторону контейнера склоняется одна из главных ветвей.

Стиль «Метлообразное дерево»

Это прямостоячий стиль. Все ветви произрастают из верхней части ствола, простираются вверх и в стороны так, что дерево приобретает облик перевернутой метлы.

Стиль «Бунжин»

Этот стиль можно охарактеризовать как элитарный стиль. Здесь нет никаких правил, кроме того, что акцент делается на высоком, довольно слабом с виду, искривленном стволе. Данный стиль бонсай восходит к позднему периоду становления культуры. Своим происхождением он обязан тем, кто посвятил свою жизнь философии, живописи, поэзии…

Правила, предписанные для бонсай, ими не соблюдались, художнику предоставлялась полная свобода творческого самовыражения. В стиле «Бунжин» прослеживается старинная японская манера изображения деревьев: небольшое количество ветвей и отчетливо видимые листья. Главное условие — дерево должно отвечать высоким требованиям возможных ценителей его красоты.

Стиль «Многоствольное дерево»

Дерево может иметь два и больше стволов. Во избежание неэстетичной симметрии композиции (сказанное не относится к дереву с двумя стволами) в этом стиле рекомендуется выращивать деревья с нечетным количеством стволов. Группа стволов будет иметь свой передний и задний план, со своими боковыми и направленными от зрителя ветвями, произрастающими из стволов в соответствующих местах.

Группа деревьев

В этом стиле число деревьев варьирует от двух-трех до целой «рощицы». Если выращивается небольшое количество деревьев, то их можно располагать вблизи друг от друга. Небольшие группы деревьев могут быть сконцентрированы в разных местах,-этот прием позволяет всей композиции обрести законченную целостность. В этом стиле все деревья должны сочетаться друг с другом. Выращивая бонсай в этом стиле необходимо иметь определенный опыт выращивания бонсай. Надо следить за тем, чтобы сочетались между собой виды используемых растений. При этом формы, сохраняющие индивидуальную красоту каждого растения, сохранялись.

Иногда в этом стиле используется прием посадки нескольких саженцев в одну лунку, который получил название букетной посадки.

Композиции на скалах

Известны два типа подобных композиций.

В первом из них корни дерева или деревьев как бы проникают в ложбины и впадины собственно скалы.

В другом — корни пропускаются сквозь расщелины и трещины в камнях, имитирующих скалы, в плоские контейнеры, содержащие грунт. И в том, и в
другом стиле «скала» может быть больше или меньше растения. Применительно ко второму типу композиции корни растения словно вырываются из объятий скалы.

В этом стиле очень важно найти подходящий интересный камень-«скалу», камень с такими расщелинами, через которые можно пропустить корни. Кроме того, необходимо использовать растение, у которого не обрезаны корни. Более того, они должны быть достаточно длинные, чтобы, пройдя через камень, достичь дна контейнера с питательной почвой. В качестве контейнера может быть использован плоский пологий камень. Оба этих типа композиций на скалах максимально приближены к природным ландшафтам.

Бонсай в миниатюре

Излюбленным жанром бонсаистов является выращивание миниатюрных бонсай, не превышающих 10 см. Техника выращивания миниатюрных бонсай в сущности такая же, как и техника выращивания бонсай средних (до 60 см) или больших (до 110 см).

Начальные стадии полностью повторяют этапы, связанные с высадкой семян, использованием черенков, деревьев из питомников или растений, пересаженных из леса. Стили здесь те же, что и для выше описанных бонсай, однако правила соблюдаются не столь жестко. Подбирая дерево в питомнике, необходимо обратить внимание на то, чтобы у него изначально был относительно толстый ствол. Рост и утолщение ствола должны происходить очень медленно из-за малого количества земли в крошечных контейнерах. Отличия состоят в способе опрыскивания
(которое более частое) и подкормки (которая должна быть более обдуманной). Кроме того, деревца необходимо более тщательно оберегать от неблагоприятных климатических влияний: солнца или сильного дождя. Бонсаисты, специализирующиеся на выращивании этого вида бонсай, опрыскивают деревца летом два раза в день, охраняют их от сильного ветра и подкармливают через дренажное отверстие с помощью шприца. Сохранить жизнь этим растениям — большое искусство. Некоторые бонсаисты не разлучаются со своими деревцами и возят их с собой. Миниатюрные бонсай — идеальные полуфабрикаты для современных пейзажей на блюдах.

Также на сайте